Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

белинский виссарион григ

Гуманитарный словарь

БЕЛИ́НСКИЙ Виссарион Григ. (1811-48) - революц. демократ, лит. критик, публицист, философ. Род. в Свеаборге, в семье флотского лекаря. После окончания Пензенской г-зии поступил на словесное отд-ние Моск. ун-та (1829), где принимал участие в студ. лит. "Обществе 2 нумера". В 1830-31 написал романтич. драму "Дмитрий Калинин" антикрепостнической направленности, а также первые критич. статьи. В 1832 был исключен из ун-та под предлогом болезни. С 1833 активно сотрудничал в ж. проф. Надеждина "Телескоп" и газ. "Молва", где была опубликована его первая большая ст. "Литературные мечтания" (1834), принесшая автору широкую известность. В 1838 Б. преподавал в Моск. межевом ин-те рус. яз. и был негласным ред. "Московского наблюдателя". С 1839, после переезда в Петербург, Б. - ведущий сотр. ж. "Отечественные записки", где опубликовал мн. произведений самого разного жанра - от рецензий, критических заметок, памфлетов до капитальных монографий. Покинув "Отечественные записки" (1846), он нек-рое время сотрудничал в "Современнике". В 1847 выезжал в Германию на лечение, где написал знаменитое зальцбруннское "Письмо к Гоголю", явившееся, по сути, его политическим завещанием. Б. был убежд. противником славянофильства. В последние годы жизни он пришел к идее социализма, причем несколько отличной от линии Герцена, т. к., опираясь на универсальные принципы, в меньшей степени учитывал своеобразие российского историч. процесса. Активно занимался разработкой проблем эстетики. Теоретич. основы эстетики Б. - материализм и диалектика - послужили для него фундаментом теории образа как единства конкретного и общего. Б. стремился подчинить иск-во задачам революц. демократии. Б. пользовался большой любовью товарищей, отличался честностью, страстностью, искренностью убеждений (был прозван "Неистовым Виссарионом"), в то же время проявляя способность к интеллект. динамике, идейной эволюции. Его влияние не исчерпало себя вплоть до конц. 20 в.

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский

Полезные сервисы

белинский виссарион григорьевич

Энциклопедический словарь

Бели́нский Виссарион Григорьевич (1811-1848), литературный критик. Сотрудничал в журнале «Телескоп» (1833-1836), «Отечественные записки» (1839-1846) и «Современник» (1847-1848). Стремился создать универсальную литературную критику на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы, главой которой считал Н. В. Гоголя. В ежегодных обзорах литературы, в статьях об А. С. Пушкине (11 статей, 1843-1846), М. Ю. Лермонтове и других дал конкретно-исторический и эстетический анализ их творчества, раскрывая национальную самобытность, народность, гуманизм как важнейшие критерии художественности их произведений.

* * *

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич - БЕЛИ́НСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп» (1833-36), «Отечественные записки» (1839-46) и «Современник» (1847-48). Стремился создать литературную критику на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА) - реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н. В. Гоголя. В ежегодных обзорах литературы, в статьях об А. С. Пушкине (11 статей, 1843-46), М. Ю. Лермонтове и др. давал конкретно-исторический анализ их творчества, раскрывая самобытность, народность, гуманизм, как важнейший критерий художественности их произведений.

Большой энциклопедический словарь

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-48) - русский литературный критик. Сотрудничал в журналах "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). Стремился создать литературную критику на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы - реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н. В. Гоголя. В ежегодных обзорах литературы, в статьях об А. С. Пушкине (11 статей, 1843-46), М. Ю. Лермонтове и др. давал конкретно-исторический анализ их творчества, раскрывая самобытность, народность, гуманизм, как важнейший критерий художественности их произведений.

Энциклопедия Кольера

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848), русский литературный критик, публицист. Родился 30 мая 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829-1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В.Станкевича. В 1834-1836 Белинский - ведущий литературный критик журналов "Телескоп" и "Молва". В 1839-1846 сотрудничал в "Отечественных записках", затем - в "Современнике". Умер Белинский в Петербурге 26 мая 1848. В молодости Белинский пережил глубокое увлечение немецкой философией, эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, Гегеля. Существенное влияние на него оказали Станкевич и Бакунин, бывшие в ту пору убежденными гегельянцами. О том, насколько эмоциональным было восприятие Белинским гегелевского учения, свидетельствует его признание в письме Бакунину: "Ты показал мне, что мышление есть нечто целое.., что в нем все выходит из одного общего лона, которое есть Бог, сам себя открывающий в творении". Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что "судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира". В абсолютном идеализме Гегеля для него теперь "так много кастратского, т.е. созерцательного или философского, противоположного и враждебного живой действительности". На смену восторженному восприятию "разумности" исторического развития приходит не менее страстная апология личности, ее прав и ее свободы: "Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести". "Фанатический" персонализм был непосредственным образом связан с его увлечением социалистическими идеалами. Социальная критика Белинским буржуазной цивилизации имела преимущественно этическую направленность: "Не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов - далее этого они ничего не видят". Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к философскому идеализму. "Законы ума, - писал критик, - должны наблюдаться в действиях ума. Это дело логики, науки, непосредственно следующей за физиологией, как физиология следует за анатомией. Метафизику к черту: это слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость, а логика, по самому своему этимологическому значению, значит и мысль, и слово. Она должна идти своей дорогою, но только не забывать ни на минуту, что предмет ее исследований - цветок, корень которого в земле, т.е. духовное, которое есть не что иное, как деятельность физического". Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что "в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут". Двумя годами позже в своем знаменитом письме к Гоголю он подвергает суровой критике религию и церковь. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве начинает доминировать идеология политического радикализма.

ЛИТЕРАТУРА

Венгеров С.А. Эпоха Белинского. Пг., 1919 Иванов-Разумник Р.В. Книга о Белинском. Пг., 1923 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-13. М., 1953-1959 Белинский в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1977 Шпет Г. К вопросу о гегельянстве Белинского: Этюд. - Вопросы философии, 1991, № 7

Полезные сервисы